Психологія педагогічна (Спеціальність 6.010101 «Дошкільна освіта»)

Тип: Нормативний

Кафедра: корекційної педагогіки та інклюзії

Лекції

СеместрК-сть годинЛекторГрупа(и)
524професор Островська К. О.ФПШ-31, ФПЛ-32

Опис курсу

Мета та завдання навчальної дисципліни

 

Мета викладання дисципліни: дати студентам фундаментальні знання психологічних особливостей і закономірностей інтелектуального та особистісного розвитку людини під час навчання та виховання. Завдання вивчення дисципліни: розкрити зміст основних понять педагогічної психології, механізми і закономірності засвоєння особистісного соціокультурного досвіду, особливості його структурування, збереження в індивідуальній свідомості та використання у різних ситуаціях, психологічні особливості педагогічної діяльності.

У результаті вивчення навчальної дисципліни студент повинен знати:

– основні поняття педагогічної психології;

– основні методи психолого-педагогічних досліджень;

– основні закономірності особистісного та інтелектуального розвитку індивіда під впливом навчання та виховання;

– механізми і закономірності навчання та виховання;

– психологічні аспекти освітньої діяльності;

– психологічні засади педагогічної та учбової діяльності;

– психологічні особливості учнів та педагогів;

– психологічні характеристики учбово-педагогічної взаємодії та спілкування.

вміти:

– визначати механізми та закономірності засвоєння учнями соціокультурного досвіду, його структурування та збереження в індивідуальній свідомості учня;

– визначати зв’язки між рівнем інтелектуального і особистісного розвитку 5 учня та формами і методами впливу на його навчання та виховання;

– визначати особливості організації та управління учбовою діяльністю учнів і вплив цих процесів на їх інтелектуальний і особистісний розвиток та учбово-пізнавальну активність; – застосовувати базові методики психолого-педагогічних досліджень.

Рекомендована література

Рекомендована література

Основна література

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни – М., 1991
  2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – СПб., 2001.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология – М.: Смысл, 2002
  4. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности – СПб.: Питер, 1998
  5. Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти… (Техника профессионального поведения). — М.: Нар. Образование, 1994.
  6. Берн 3. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений – СПб.: Речь, 1998
  7. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: МЛА, 1995.
  8. Бочелюк В. Й., Зарицька В. В. Педагогічна психологія. – К.: Центр навчальної літератури, 2006
  9. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи – К., 1988

10.Гоноболин Ф.Н. О педагогических способностях учителя. – М., 1964.

11.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения – М., 1986

12.Джеймс У. Беседы с учителями о психологии. – М.:, 1998.

13.Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения -М.: Смысл, 1999

14.Драйден Г., Вос Д. Революція в навчанні / Переклад з англ. М. Олійник. – Львів: Літопис, 2005

  1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер, 2002.

16.Ершов П.М. и др. Режиссура поведения учителя – М.: МПСИ, 1998.

17.Жутикова Н.В. Учителю о психологической помощи. – М.: Просвещение, 1988.

  1. Занюк С. С. Психологія мотивації. – К.: Либідь, 2002

19.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб: Питер, 2000.

20.Ильясов И.И. Структура процесса учения – М., 1986

21.Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении – М., 1987

22.Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников — М, 1990

23.Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М.: Высш. шк., 1990

24.Кумекер Л., Шейн Дж. С. Свобода учиться, свобода учить: Пособие для учителя. -М.: Народное образование, 1994.

25.Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. Для учителя. -М.: Просвещение, 1990.

26.Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО “МОД ЗК”, 2001.

27.Леонтьев А.А. Педагогическое общение / Под ред. М. К. Кабардова. – М., 1996.

28.Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.

29.Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. – М., 1983

30.Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя. – М., 1996.

31.Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.

  1. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы).-М.: Дело, 1994.

33.Мюнстерберг Г. Психология и учитель – М.: Совершенство, 1997.

34.Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.- М.: Институт практической психологии, 1996.

35.Психологічний довідник вчителя: в 4 книгах / Упоряд.: В. Андрієвська / За заг. ред. С. Д. Максименка. – К.: Главник, 2005

  1. Психологічний супровід школярів / Упорядник Т. Гончаренко. – К.: Ред. загальнопед. газ., 2005

37.Психологія і педагогіка життєтворчості / Навч.-метод, посібник під ред. В.М. Донш, Г.М. Несен, Л.В. Сохань та інш. – К., 1996

38.Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.:Питер, 1999

39.Савчин М. Соціальна педагогічна психологія. – Дрогобич, “ВІДРОДЖЕННЯ”, 1998

  1. Семіченко В. А. Психологія педагогічної діяльності. – К.: Вища шк., 2004

41.Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения- М., 1996

42.Франкл В. Человек в поисках смысла – М., 1990

  1. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность – СПб.: Питер, 2001

44.Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться – М., 1992

  1. Чалдини Р. Психология влияния. — СПб.: Питер, 2001.

46.Шадриков В.А. Деятельность и способность – М., 1995

47.Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов — М., 1994

 

Допоміжна література

  1. Айсмонтас Б.Б. Психология и педагогика развития (схемы, рисунки,таблицы).-М., 1996
  2. Ангеловски К. Учителя и инновации: Кн. для учителя: Пер. с макед.- М.: Просвещение, 1991.
  3. Битянова М.Р. и др. Работа психолога в начальной школе.- М.: Изд-во “Совершенство”,1998.
  4. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности.- М.: МЛА, 1995.
  5. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты).- М.: Смысл, 1999. П.Брунер Дж. Психология познания.- М.: Педагогика, 1977
  6. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В.Петровского.- М., 1981.
  7. Возрастная и педагогическая психология: Тексты.-.- М.: МГУ, 1992.
  8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.
  9. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства.- М.: МГУ, 1988
  10. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. – М.: МГУ, 1985
  11. Глассер У. Школы без неудачников: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1991.
  12. Грехнев В.С. Культура педагогического общения: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1990.
  13. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи – К., 1988
  14. Готссданкер Р. Основы психологического эксперимента.- М., 1982.
  15. 3алесский Г.Е. Психологические вопросы формирования убеждений.- М.: МГУ, 1982.
  16. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д: Феникс, 1997.
  17. 3юбин Л.М. Психология воспитания: Учеб. пособие.- М.: Вьісш. шк., 1991
  18. Леонтьев А.А. Психология общения.- М.: Смысл, 1997
  19. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания: Учеб. Пособие для школьных психологов и педагогов.- М.: ИПП, 1997
  20. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения.- М.: Просвещение, 1990
  21. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников.- М., 1986
  22. Махмутов М.И. Проблемное обучение.- М., 1975
  23. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.- 2-е изд., дораб.-М.: “Просвещение”, “Учебная литература”,
  24. Основы педагогики и психологии высшей школы/ Под ред. А.В.
  25. Петровского.- М., 1986.
  26. Парыгин Б.Д. Научно-техническая революция и личность – М., 1978
  27. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики.- М.: Новая школа, 1996
  28. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. А.И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1987.
  29. Психологическая диагностика детей и подростков/ Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой.- М.: МПА, 1995
  30. Психологическая служба в школе: Учеб. пособие для студентов/ Под ред. И.В.Дубровиной.- М.: МПА, 1995
  31. Психология и учитель: Пер. с анлг. Гуго Мюнстерберг.- 3-є изд., испр.- М.: “Совершенство”, 1997.
  32. Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы/Пер. с англ.- М.: “Когито-Центр”, 1999.

Навчальна програма

Завантажити навчальну програму